Posted 19 ноября 2015,, 12:16

Published 19 ноября 2015,, 12:16

Modified 12 ноября 2022,, 08:32

Updated 12 ноября 2022,, 08:32

Гендиректор АЭМ-Технологий Игорь Котов: «В машиностроении есть две проблемы – кадры и технологии»

19 ноября 2015, 12:16
Гендиректор АЭМ-Технологий Игорь Котов: «В машиностроении есть две проблемы – кадры и технологии»

Ветер. Снег. Я упорно пытаюсь найти нужную проходную на ПетрозаводскМаше. От самого слова «проходная» становится немного не по себе, потому что в жизни ты его слышала только в какой-то советской песне. Кажется, это место выводило лирического героя «в люди». На одном из корпусов висит плакат «Аренда площадей». Вокруг довольно тихо, но машины припаркованы большие, импортные…

Потратив еще несколько минут на поиски, я все-таки получаю необходимый ориентир. По телефону мне говорят, что здесь раньше была Сберкасса. Прямо скажем, помогает это мало, но мужчины из кабинета «Охрана труда» направляют меня в обход, и я наконец на месте.

Итак, завод и я. Я и завод. Мы определенно находимся на разных планетах. Все, что мне известно о деятельности ПетрозаводскМаша – это то, что здесь делают большие чугунные штуковины, которые потом используются на атомных электростанциях. Из-за немалых габаритов для транспортировки изделий приходится снимать троллейбусные провода, перекрывать движение в городе…

Для того, чтобы попасть в один из цехов, где сегодня журналистов ждет показательная экскурсия, приходится преодолевать переход, который, помимо прочего, является еще и действующим бомбоубежищем. Добавим сюда заводскую проходную и картинка советской эпохи, как я ее себе представляю, складывается в моей голове. Ничего не поделаешь, рожденные в 90-х, когда предприятия в Петрозаводске только закрывали или банкротили, мы знаем о промышленности в городе только как об истории.

В отличие от кадров советской хроники, когда в цеху от количества рабочих некуда было яблоку упасть, здесь довольно просторно. «Раньше на этой площадке работали порядка 15 тысяч человек. Сейчас, конечно, параметры немного другие. В Советское время не так относились к экономике предприятия», - рассказывает исполнительный директор теперь петрозаводского филиала Атомэнергомаш-Технологий Владимир Семикопенко. По его словам, сейчас на всем предприятии в три смены работают порядка 450 специалистов и этого, судя по тону, вполне достаточно.

В цехе, по которому нас водят, находится сборочно-сварочное производство. Здесь как раз происходит первичная и последующая обработки больших чугунных штуковин для АЭС. Площади позволяют отправлять отсюда составляющие массой до 600 тонн, габаритами 40 метров в длину и диаметром до семи метров. Представить себе это было бы трудно, если бы не уже готовое оборудование на площадке. На взгляд неофита, большие бочки – с днищами и без днищ.

- Перед вами пилотный образец транспортно упаковочного контейнера – ТУКа. Сейчас подошли к концу все сроки хранения отработавшего топлива на атомных станциях. Теперь необходимо его как-то перевозить, - продолжает экскурсию Владимир Семикопенко. – ТУК изготовлен из высокопрочного чугуна. У нас на площадке в Петрозаводске находится одно из немногих предприятий, которое занимается специальными чугунами. Наши технологии позволяют делать отливки весом до 150 тонн. Отливка этого корпуса, например, составила, примерно, 60 тонн.

Атомная промышленность требует предельной точности, поэтому все оборудование проходит несколько проверок. Скажем, пилотный образец ТУКа так проходил опытные испытания: контейнер бросали с высоты 5 метров на специальный штырь. Контейнер при этом может деформироваться, но не должен разрушаться. Чистоту швов составляющих, производимых ПетрозаводсМашем, проверяют с помощью рентгеновского контроля. На прочность продукцию тестируют ультразвуком и на гидравлических испытаниях.

В этом году ПетрозаводскМаш отметил свое 55-летие. Пять лет назад предприятие вошло в структуру Атомэнергомаш-Технологий, после чего для завода началась новая жизнь. Попав в ряды компаний госкорпорации «Росатом», у промышленной единицы появились новые станки, заказы и свет в конце туннеля.

Из цеха мы попадаем в кабинет, куда через некоторое время приходит генеральный директор АЭМ-Технологий Игорь Котов. Под его руководством де-факто находится два предприятия: наше и АтомМаш в Волгодонске. Последнее создавалось 1980-е и, по словам присутствующих в комнате знатоков промышленности страны, создавалось с размахом строек века. Так что львиная доля пакета заказов (а на текущий момент у АЭМ-Технологий подписан портфель контрактов на 67 миллиардов рублей) идет на Юг России. ПетрозаводскМашу принадлежит 30 процентов от названной суммы.

Естественно, гендиректора спрашивают о санкциях, о кризисе, о будущем петрозаводского филиала, об импортозамещении. По этим позициям: санкции – для кого-то возможности, для кого-то проблемы, кризис – глобальных сокращений избежали, в будущее глядим с оптимизмом, так как количество заказов позволяет планировать работу аж 2020-го года. Что касается импортозамещения, то здесь для ПетрозаводскМаша открываются новые перспективы.

- Станкостроение, на мой взгляд, одна из главных проблем в отечественном машиностроении. Даже сегодня, пройдя по нашему цеху, вы увидите, что в основном все оборудование там импортное. Есть много проблем, связанных с этим: от стоимости до возможности ввоза в страну. Каждый по-своему пытается отыграть эту историю с санкциями.

По словам Игоря Котова, станкостроением в России не занимались лет 10, поэтому отрасль сильно отстает от того, что сейчас существует в Европе и на Востоке – в Китае, Японии, Корее. Для выравнивания ситуации сейчас обязательным требованием для западных партнеров становится локализация технологий на месте производства.

- Сейчас в России пытаются сделать многое: организовать укрупненную сборку, производить комплектующие, купив программное обеспечение за границей. Рынок очень большой, так что, я думаю, рано или поздно его кто-то займет. Прежде всего, потому, что все хотят получить станок за рубли. Никто не хочет привязываться к курсу. Когда валюта дорожает хотя бы на рубль, а оборудование приобретается за 10 миллионов долларов, то проекты становятся резко не окупаемыми.

Из этой точки и открывается перспектива для местного предприятия. Те самые ТУКи из чугуна в стране не делает пока никто, - заявил гендиректор АЭМ-Технологий. Семьсот человек, работающих на литейном производстве в карельской столице, льют уникальную высокопрочную чугунину. До заоблачной цены на евро, контейнеры для перевозки отработанного топлива покупали в Германии.

- Два года назад этот ТУК стоил 2 миллиона евро. Всем казалось, что 80 миллионов рублей – это нормальная цена. Она вписывалась в концепцию себестоимости вывода топлива. Сейчас 2 миллиона евро – это 140 миллионов рублей. Эта сумма уже не вписывается в необходимые рамки, - добавил Игорь Котов.

«Ну а проблемы? Проблемы-то есть у вас на производстве?» – неймётся выяснить журналистскому сознанию. Игорь Котов сам затрагивает тему эффективности, отметив, что в Петрозаводске процесс вхождения в госкорпорацию происходит несколько медленнее, чем в Волгодонске. Немало проб и ошибок пришлось преодолеть, не один «пинок от заказчиков» пережить, прежде чем продукция ПетрозаводскМаша стала соответствовать высоким стандартам атомной промышленности. «В чем же причина, - интересуюсь я, - с кадрами плохо или с техникой?». «Отрицательный результат – тоже результат, - пространно отвечает руководитель, - крупные компании всегда вкладывают три-четыре процента в науку, причем не с прибыли». И все-таки ответ совместными усилиями был получен: кадры решают все, а с ними большие проблемы. Правда не только в Петрозаводске, а по всей России. Престиж профессии низкий, среднее профессиональное образование не в почете у молодых людей. Даже те, кто заканчивают бывшие ПТУ не обладают необходимой квалификацией для работы в атомной промышленности. Опытные сварщики шестого разряда после аттестации на «атомке» получают максимум четвертый. Поэтому при ПетрозаводскМаше открылись кафедры, где готовят необходимых специалистов, разработан институт наставничества.

- Моя субъективная оценка основных проблем в машиностроений заключается в том, что существует две проблемы. Первая – это, безусловно, кадры. Смотришь на молодежь от 28 до 36 лет, начинаешь искать в этом диапазоне сварщиков, операторов станка с ЧПУ – очень мало людей. А те, что есть, их приходится дополнительно обучать,- сетует Игорь Котов.

На 2016-й год в планах у ПетрозаводскМаша стоит отгрузка пяти единиц оборудования для атомных электростанций. Составляющие отправятся в Ленинградскую, Ростовскую области, в Белоруссию. Есть и заказ из Индии, за который уже получен аванс. К 2018-му году, что очень быстро для «атомки», нужно изготовить баки-барботёры, корпусы коллекторов теплоносителей, трубные заготовки для ГЦТ АЭС «Куданкулам». Для сравнения, стандартный срок изготовления корпуса реактора с комплектующими составляет 800 дней. Столько будут делать заказ для Турции, - сообщил генеральный директор АЭМ-Технологий.

И я снова на проходной. Сказать, что после увиденного и услышанного появилось чувство понимания, нельзя. Но осталось ощущение обнадеженности, что это не последний раз, когда журналистов пригласили, чтобы сообщить об успехах ПетрозаводскМаша.

"