Posted 17 марта 2014,, 05:40

Published 17 марта 2014,, 05:40

Modified 12 ноября 2022,, 09:02

Updated 12 ноября 2022,, 09:02

Что определяет судьбу Украины

17 марта 2014, 05:40
Что определяет судьбу Украины
Сюжет
Статьи

Сегодня жители России стали свидетелями драматических событий происходящих в соседней стране. Несколько последних месяцев мы наблюдаем, как процесс ослабления Украины, на исходе 22-го года её независимого существования вступил в острую, катастрофическую фазу. Есть какая-то печально-парадоксальная символика в том, что коллапс Украины начался как раз с того места, которое было призвано символизировать единство и мощь украинского государства – с Майдана Независимости.

Но почему такая судьба досталась Украине, а не России, например? Почему Украина разрушается, в то время как Россия сосредотачивается? И что ждёт Россию и Украину в результате этих событий? Ответы на эти вопросы заключены в самом названии Украины -- окраины евразийской цивилизации.

Пограничное состояние – судьбу Украины определяет её география.

В 1991 году, подписав беловежские договорённости, Россия и Украина стартовали в свою независимость на примерно равных условиях. На тот момент Украина являлась мощным государством, вторым по площади на европейском континенте, с населением, всего в три раза уступающим по численности населению огромной России. Её 700-тысячная армия была вооружена достаточно современным оружием, в том числе ядерным в количестве 176 МБР и 2600 тактических ядерных зарядов. Ядерный потенциал Украины был третьим в мире, после США и России.

Первым шагом ослабления Украины, демонстрирующим принципиальное отличие её от России (помимо того что именно Россия стала правопреемником СССР), стало лишение её статуса ядерной державы. В дальнейшем численность ВС Украины неуклонно снижалась, как и её боеспособность. К 2014 году численность армии снизилась до 180 тысяч (к 2017 году планируется снижение до 110 тыс. человек). Что касается боеспособности, то её хорошо иллюстрирует состояние авиационного полка в Бельбеке, где из 45 истребителей Миг-27 исправными на поверку оказались только 4 самолёта.

К моменту выхода Украины из состава СССР численность населения страны достигла своего максимума и в 1993 году составляла 52,2 млн человек. За 17 следующих лет убыль населения составила 12%, а на 1 ноября 2013 года она равнялась 45,4 млн человек (по другим оценкам 44,6 млн человек к июлю 2012 года).

Естественно предположить, что в момент обретения независимости уровень жизни украинцев был примерно равен уровню жизни россиян. Сегодня это уже не так. По данным за 2012 год объём ВВП Украины, рассчитанный по паритету покупательной способности, составил 338 334 миллиона долларов США (7 421 доллара США на душу населения).

В это же время в России по данным МВФ объём ВВП по паритету покупательской способности составил 2,363 трлн долларов США (17 687 долларов на душу населения). По данным Всемирного банка эти показатели ещё выше – соответственно 3,373 трлн и 23 501 долларов США. То есть, уровень доходов населения в России в 2,5-3 раза выше, чем на Украине. Эти цифры, в общем, объясняют и состояние украинской армии, и уменьшение народонаселения, и общее состояние украинского государства.

Однако этот спад Украины за два последних десятилетия её независимого существования не является чем-то уникальным в истории этой страны. Так, естественный прирост населения Украины (который можно считать важнейшим критерием благополучия государства) неоднократно падал на протяжении ХХ века в результате Первой мировой войны, Гражданской войны, Великой отечественной войны, в ходе которых Украина становилась ареной боевых действий, а так же голода 1920-х, 1930-х, конца 1940-х годов.

И у нынешней украинской трагедии, и у катастроф, преследовавших Украину на протяжении всего ХХ века, одна и та же общая причина – её географическое положение. На первый взгляд может показаться, что лучшего местоположения для страны нельзя и придумать: благодатный климат, морское побережье, плодородные почвы, богатые полезными ископаемыми недра, перекрёсток дорог между востоком и западом, севером и югом. Не удивительно, что такое хорошее место населяет замечательный и талантливый народ.

Однако у этого выгодного местоположения есть один существенный недостаток – эта территория находится на границе двух различных миров, двух противоборствующих цивилизаций: западноевропейской и евразийской. Более того, граница этих миров проходит по самой середине украинского государства, если считать западные, католические районы тяготеющими по своей природе к западному миру, а восточные области и Крым, населённые по преимуществу русскими людьми, однозначно принадлежащими к евразийской цивилизации.

Впрочем, понятие границы между цивилизациями весьма условно, как и её местоположение. Так, по результатам Второй мировой войны граница Евразийской цивилизации была отодвинута далеко на запад и проходила по территории Германии, по западным границам Югославии и по южной границе Болгарии. Таким образом, территория Украины являлась на тот момент внутренней, стабильной областью Евразийской цивилизации. Этим и объясняются успехи Украины этого периода её истории, во время которого её народонаселение достигло своего исторического максимума в 52,2 млн человек. В этот же отрезок времени Украина приросла территорией, получив в подарок к своему 300-летию Крымский полуостров.

Сегодня же мы видим обратный процесс, когда Западная цивилизация пытается провести границу между Европой и Евразией по северо-восточным границам Украины, используя в качестве инструментов своего продвижения на восток программы «Восточного партнёрства», ассоциации с ЕС и вхождения страны в НАТО. И до некоторой степени Западу удалось достичь своей цели, так как к власти на Украине пришло прозападное правительство, опирающееся на поддержку Запада, зависящее от западного финансирования, планирующее подписать документы об ассоциации с ЕС и т.д., вплоть до слухов о планах по размещению американской ПРО в Харьковской области.

Но что же следует из предположения, что Западу удалось-таки провести восточную границу своей цивилизации (напоминающую скорее линию фронта) по северо-восточным границам Украины? Из этого следует, что по ту сторону границы оказался сорокамиллионный народ, большая часть которого исповедует православие, являющееся основной религией и на территории Евразийской цивилизации. Пятая часть этого народа считает себя этнически русскими, половина украинских граждан предпочитает разговаривать на русском языке, а владеет им в совершенстве едва ли не 90% жителей Украины. Распространению русского языка соответствует культурное влияние России на территории Украины – показательно, что жители делают выбор в пользу российских телесериалов, в то время когда прозападное правительство страны делает выбор в пользу ассоциации с ЕС. Наконец, экономика Украины тесно связана с экономикой России, а если учесть, что она составляет всего 1/10 часть российской, то нетрудно догадаться какая из них является зависимой, а какая самодостаточной.

Всё перечисленные факторы говорят о поистине колоссальных возможностях влияния на положение дел в Украине, которые имеются в распоряжении России. Эти возможности намного выше возможностей, имеющихся в распоряжении Запада. В силу естественных причин, Россия в состоянии продвигать свою политику на Украине с помощью меньших усилий, чем те, что необходимы Западу для продвижения собственных интересов. Кроме того мотивация России в противостоянии на Украине намного выше мотивации Запада, поскольку Россия справедливо рассматривает действия Запада как агрессивное вторжение Западной цивилизации на исконную территорию Евразийской.

Поэтому, несмотря на возможные локальные или сиюминутные успехи, «украинский проект» Запада обречён на неудачу. Однако главным пострадавшим в результате краха этого проекта, станет отнюдь не Запад, а сама Украина и её народ. К несчастью для Украины, дестабилизировать ситуацию в приграничной стране намного проще, чем обеспечить стабильность в ней, потому что приграничная страна «по определению» нестабильна. Ни Запад, ни Россия, в условиях противоборства между собой, не в состоянии самостоятельно, в одиночку, обеспечить порядок на всей территории такого крупного и неоднородного государства как Украина. Поэтому лучшее, что каждый из них сможет сделать для Украины в данной ситуации – это наблюдать со стороны за происходящим, вмешиваясь только тогда, когда появляются реальные угрозы его собственным интересам.

Последствиями цивилизационной стычки Европы и Евразии на территории Украины станет дальнейшее, ещё более крутое чем то, что мы видели на протяжении 22 лет украинской независимости, падение экономики Украины. А так же, новый, ещё более стремительный виток деиндустриализации страны. Крах экономики и дальнейшее разрушение институтов государства повлекут за собою стремительное снижение уровня жизни и увеличение оттока населения (в первую очередь в Россию). Как ни парадоксально это звучит, но главным средством по стабилизации ситуации на территории Украины станет распад единого украинского государства. С возможным вхождением части его территорий в другие государства, или с образование новых независимых государств. Более мягкой формой распада Украины может стать её федерализация. Однако, при любом из перечисленных вариантов значение Украины, как самостоятельного субъекта международной политики, как заметного фактора международных отношений, как ценного приза в противостоянии цивилизаций Европы и Евразии резко упадёт. Битва за Украину потеряет свой первоначальный смысл.

"