Posted 30 апреля 2013,, 11:00

Published 30 апреля 2013,, 11:00

Modified 12 ноября 2022,, 09:14

Updated 12 ноября 2022,, 09:14

Как нас поймали в сети

30 апреля 2013, 11:00
Как нас поймали в сети
Сюжет
Статьи

На дворе весна, и скоро в Петрозаводске, как и по всей Карелии, вдоль дорог расцветут неказистые «цветочки». Всем знакомы эти наспех сколоченные из досок конструкции, в которых, скажем так, далеко не местные люди торгуют далеко не местной плодоовощной продукцией – от арбузов и бананов до свеклы и чеснока.

Эти овощные развалы в городской пыли и автомобильных выхлопах многократно запрещались различными контролирующими органами. Как-то раз в Петрозаводске их даже убрали с улиц… ровно на неделю. Город понял: видать, не поделились. А через неделю все были на своих местах. И город понял: поделились.

Подошел к одному такому развалу. На кучке картошки – картонный ценник. На нем шариковой ручкой начиркано: «Картофель. Ладва». Странно: в Ладве снова стали выращивать картошку? Потребовал сертификат соответствия. В нем черным по белому указана страна-производитель: Азербайджан. Продавца это ничуть не смутило.

– Паслушай, что за Азербайджан, э? Ты посмотри, какая картофель! Белая, вкусная! Сам сегодня два кило скушал! Мой жена вчера три кило скушал!

Про «памидор-шмамидор» спрашивать уж не стал.

А где, правда, картошка из Ладвы? Или из Толвуи? Где капуста с Олонецкой равнины? Где морковка из Шуи? Я уж не спрашиваю, где зелень из «Тепличного»… Все, кто родом из советского прошлого, в свое время вдоволь наездились «на картошку». И масштабы сельхозпроизводства в те времена видели своими глазами. Куда все это девалось-то?

Нет, один раз в году мы местных производителей все-таки видим: во время ярмарки на площади Кирова. И за год успеваем хорошо соскучиться. Потому что больше местной продукции нигде нет. Ее нет на овощных развалах у дорог. Нет на рынках. Нет в магазинах. В расплодившихся повсеместно торговых сетях тоже нет. Ее просто не пускают на рынок. А зачем сельским предприятиям и фермерам производить то, что невозможно продать?

***

Казалось бы, чего-чего, а магазинов в Петрозаводске хватает. На эту тему даже шуточка гуляет: пора Петрозаводск переименовать в Петромагазинск. Вроде не так уж велики объемы производства местных продуктов питания, чтобы им не нашлось места на прилавках.

С 2006 года начался приход федеральных торговых сетей на территорию Республики Карелия, когда повсеместно стали появляться магазины «Магнит». В 2008 году пришли сети «Семья» и «Дикси», а уже в конце 2008 года пришли «Пятерочка» и «Лента». Сегодня количество магазинов «Пятерочка» увеличилось до 24, «Тандер» – до 44 магазинов, «Дикси» – до 17 магазинов, «Семья» – до 22 магазинов, и их число продолжает расти. Вроде бы торгуй – не хочу.

Но почему-то взрывной рост торговых площадей стал для местных производителей не расширением возможностей доступа к покупателям, а наоборот. Торговые сети стали планомерно и последовательно душить местные пищевые и сельхозпредприятия.

В первые годы экспансия сетей была не столь заметна. Они открывали новые магазины и торговые центры и работали рядом с действовавшими магазинами, на общих условиях сотрудничали с местными товаропроизводителями. Но примерно с 2008 года в Петрозаводске стал ощущаться дефицит торговых площадей, и торговые сети начали вытеснять местных предпринимателей с рынка розничной торговли, беря в аренду и выкупая торговые площади. Демпингуя по ценам в своих магазинах, сети добивались закрытия 3–4 находившихся рядом магазинов местных торговцев. То же самое происходило в районах, только еще быстрее. Местные товары тоже стали сетям не нужны.

Вот интересно: все понимают, что процесс такого масштаба по всей Карелии не может идти без содействия и одобрения органов власти и отдельных ее представителей. Но власти об этом молчат, делая вид, что ничего особенного не происходит. СМИ зависят от рекламы тех же торговых сетей, и это делает угол их зрения весьма специфическим. Пищевые предприятия помалкивают, боясь быть изгнанными и с тех магазинных полок, куда их пока пускают.

Недавно в своем обращении к депутатам Законодательного Собрания Карелии «заговор молчания» попытался нарушить директор Петрозаводского хлебозавода «Сампо» Дмитрий Павчин. Нарисованная им картина оставляет мало поводов для оптимизма. Но она наглядно показывает, как всех нас поймали в ласковые торговые сети, а местных производителей поставили на колени.

***

Одно из старейших пищевых предприятий Петрозаводска, хлебозавод «Сампо», наравне с Петрозаводским хлебокомбинатом, являлся основным производителем хлебобулочной продукции в Петрозаводске и прилегающих районах. Оба предприятия, имея в наличии производственные лаборатории и квалифицированный персонал, обеспечивали качественным хлебом жителей города, детские сады, школы, больницы. Но все это в прошлом.

Директор хлебозавода «Сампо» свидетельствует: местные товаропроизводители сразу почувствовали появление торговых сетей на собственных объемах производства. Хотя хлебозавод и начал работать с торговыми сетями, но потерянных местных предпринимателей, на которых держался сбыт, сети заменить не смогли. Они допускали на свои полки слишком малые объемы продукции, далеко не весь ее ассортимент. Требовали самых низких закупочных цен. А когда сети захватили львиную долю рынка, их требования стали невыполнимыми для местных предприятий.

- Федеральные сети изначально были ориентированы на продукцию санкт-петербургских производителей, – пишет в своем обращении Д.Павчин. – Но если она изначально была дополнением к нашей продукции, то теперь стала ее замещать. Покупателю навязывается сторонняя продукция, нам перекрыли доступ к покупателю. Наша продукция стала поступать в торговые сети по остаточному принципу: сначала полки забиваются продукцией из Питера, а уж потом местных производителей. На сегодняшний день местная продукция занимает на сетевых прилавках менее 10 процентов. Диктат федеральных сетей приводит к тому, что у местных товаропроизводителей падают объемы, что приводит к сокращению численности работников, ухудшению финансового положения предприятий.

Если в 2005 году на «Сампо» работали 195 человек, то на сегодняшний день – 150 человек, объемы производства упали более чем в два раза, загрузка производственных мощностей составляет не более 30 процентов.

Работа с сетями осложняется еще тем, что, кроме разрешенных 10 процентов скидки по закону, придумываются какие-то другие возможности взимания дополнительных скидок, типа «маркетинговых акций», «информационных услуг» и т.п. Любые возражения отметаются под угрозой того, что нашу продукцию уберут из матрицы.

С середины октября 2012 года в одностороннем порядке без объяснения причин сетью «Магнит» был расторгнут договор о сотрудничестве с заводом, что существенно повлияло на объемы реализации хлебобулочной продукции (порядка 20 тонн в месяц). С «Лентой» хлебозавод перестал работать сам, так как стало просто невыгодно. Рост цен на муку с 11 рублей до 20 рублей, рост тарифов, инфляция – все это не является аргументом для сетей. Согласование цен идет месяцами, либо сети требуют поставки по старым ценам, что ведет к росту убытков предприятий, ставя их на грань разорения. Расчет за поставленную продукцию растягивается на месяцы, предприятие испытывает недостаток оборотных средств. Поставки продукции происходят в Карелии, а затем все документы отправляются в другой регион в расчетные центры. Платежи поступают оттуда, и иногда тяжело просто найти концы.

Наша продукция пользуется постоянным спросом у покупателей, но они лишены возможности ее покупать, так как не видят на полках, – пишет директор хлебозавода «Сампо».

***

Под этими словами сегодня, вероятно, подписались бы руководители многих пищевых предприятий Карелии, работники сельского хозяйства. На заседаниях Агропромышленного комитета Законодательного Собрания постоянно звучит эта тема. Сельскохозяйственные предприятия жалуются, что продать свою продукцию могут только перекупщикам, которые дают цену ниже себестоимости... Карельский мясокомбинат работает на импортном мясе… Торговые сети сотнями фур гонят в Карелию даже то, что можно вырастить или произвести здесь… Сельхозпроизводители уже даже не участвуют в конкурсах на муниципальные и государственные заказы, потому что единственный критерий при определении победителей таких конкурсов – это самая низкая цена. Не качество, не безопасность продуктов, а цена! В результате карельские пищевики уже не снабжают продуктами ни больницы, ни школы, ни детсады…

Самое странное во всей этой истории то, что страна вроде одна, законы везде одни, и даже торговые сети по всей стране одни и те же. А вот работают по-разному.

Если в городе Краснодаре вы зайдете в магазин «Магнит», то вам придется очень долго искать на полках что-то произведенное за пределами Краснодарского края. Зайдите в «Пятерочку» в Казани – на всех полках Татарстан рулит. Губернатор Нижегородской области в свое время заявил, что будет применять административные меры к торговым сетям, которые не берут местный ассортимент. Какие-то квоты для местных продуктов на прилавках сетевых магазинов есть в Новгороде, Вологде, многих других регионах… Сегодня нет законных способов заставить торговлю брать местную продукцию. Нет публичного документа, где было бы написано: «Рекомендовать руководителям торговых предприятий использовать местное сырье и местные продукты». Однако в других регионах какие-то пути для этого находят. Может – потому что хотят найти?..

Недавно в воскресном прямом эфире ГТРК «Карелия» председатель Петрозаводского горсовета О.Фокин в очередной раз успокаивал петрозаводчан. Говорил о преимуществах «цивилизованной торговли», о том, что все сетевые предприятия зарегистрированы и платят налоги на нашей территории. Наверное, это так. Но все-таки чем больше к нам везется товаров, тем больше от нас вывозится денег. В нашем варианте торговые сети работают как гигантские финансовые «пылесосы», высасывающие деньги из Карелии, чтобы где-то кого-то сделать богаче. И всякий раз, когда представители Правительства и Минфина Карелии жалуются на проблемы наполнения бюджетов, мне живо представляется этот огромный, круглосуточно работающий «пылесос».

…К 2015 году в республику собираются войти еще три федеральные торговые сети. Заработают еще три финансовых «пылесоса». И еще три удавки будут наброшены на шеи местных товаропроизводителей. Для многих наших пищевых и сельскохозяйственных предприятий эти «дружеские объятия» сетевой торговли станут смертельными…

"