Posted 21 марта 2013,, 07:37

Published 21 марта 2013,, 07:37

Modified 12 ноября 2022,, 09:15

Updated 12 ноября 2022,, 09:15

Конституционному суду расширили полномочия

21 марта 2013, 07:37
Конституционному суду расширили полномочия

Против был только депутат Александр Степанов.

Сразу три первых вопроса на сегодняшнем заседании карельского парламента были посвящены Конституционному Суду, и еще один вопрос, на ту же самую тему, в повестку дня внесен не был. Парламентарии обсуждали функции и полномочия этого судебного органа, а также рассматривали кандидатуру Светланы Беньяминовой, которую глава Карелии предложил на должность Председателя Конституционного Суда. А вот рассматривать законопроект депутата Александра Степанова, который предложил распустить Конституционный суд как орган затратный и неэффективный, его коллеги по парламенту рассматривать отказались.

Готовя своё предложение Александр Степанов напирал на – затраты. По Конституции Карелии Конституционный суд состоит из 3 человек, на содержание которых в год расходуется более 12 миллионов рублей. При этом сказать, что суд завален работой – трудно. Его компетенция – защита конституционных прав граждан такова, что в среднем этот суд рассматривает около 10 дел в год. Получается, каждое рассмотрение обходится налогоплательщикам в 1,2 миллиона рублей. Мало того, в 2012 году, после того как один из судей вышел на пенсию, Конституционный суд не рассмотрел вообще ни одного дела, потому что в его составе вместо трех судей остались двое. Поэтому Степанов и предложил ликвидировать суд вовсе - в пояснительной записке депутат обосновал свою инициативу тем, что на сегодняшний день конституционные или уставные суды созданы менее чем в трети российских регионов и их отсутствие никак не сказывается на защите конституционных прав граждан. Те немногие функции, которые все-таки есть у Конституционного суда вполне можно было бы передать в Верховный суд Карелии, тем более, что нагрузка для судей, как уже отмечалась, минимальная. Бюджет Карелии сэкономил бы те самые 12 миллионов, что в условиях дефицита казны – совсем немаленькая сумма.

Однако со Степановым не согласились другие депутаты, в том числе и представители оппозиционных фракций. Представитель «Справедливой России» Александр Федичев напомнил, что в свое время именно в Конституционном суде Карелии удалось добиться отмены пресловутого «нелидовского» закона, отбиравшего льготы у ветеранов труда – и по его мнению, одним этим решением орган уже оправдал своё существование. Более того, Федичев заявил, что «справедливороссы» поддержат любой законопроект, направленный на расширение полномочий Конституционного суда, с тем, чтобы сделать этот орган еще более независимым от исполнительной власти.

Между тем, если верить министру юстиции Константину Этингофу, именно это и предлагалось в законопроекте, вынесенном на рассмотрение парламентариев. В частности, предлагается наделение суд полномочиями разрешать споры о компетенции между органами государственной власти Карелии, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления - например, по вопросам о разделении полномочий и распределении субсидий. Также Конституционный суд сможет принимать решение о соответствии Конституции РК вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум. Последнее, кстати, немаловажно, если вспомнить попытку жителей Сортавалы провести у себя в районе референдум по вопросу о национальном парке «Ладожские шхеры» - то есть такие коллизии в Карелии возникают.

Итогом обсуждения стало то, что депутаты поддержали расширение полномочий суда и согласились с кандидатурой Беньяминовой, а вот законопроект Степанова даже не стали рассматривать. Впрочем, в ходе дискуссий никто не обратил особого внимания на замечание депутата от ЛДПР Сергея Пирожникова, отметившего, что даже если полномочия суда будут расширены, а Беньяминова – утверждена, то Конституционный Суд Карелии все равно не начнет свою работу: кворума-то в органе до сих пор нет, налицо только двое из трёх полагающихся по штату судей.

"