Posted 3 марта 2017,, 15:59

Published 3 марта 2017,, 15:59

Modified 12 ноября 2022,, 08:05

Updated 12 ноября 2022,, 08:05

Безумие картонного сердца

3 марта 2017, 15:59
Безумие картонного сердца
Сюжет
Статьи

В Петрозаводске прошёл карело-финский перформанс. Суть его для многих так и осталась невыясненной. Что увидели мы?

Александр Козин ходит по залу. На нём женское платье, напоминающее ночную сорочку, и чёрные носки. Мария Валеева и Титта Курт лежат на помосте. Шубы скрывают тело, на босых ногах каблуки. Нет, все в порядке – так задумано. Просто в выставочном зале театра «Творческая мастерская» начинается танцевально-музыкальное действо.

Женский голос, высокий и чистый, смешивается со звуком, напоминающим отчаянный плач или крик птицы. Время от времени пальцы Ольги Гайдамак скользят по струнам, закреплённым в лодке. Рядом компьютер, за которым работает Александр Леонов, а чуть дальше, подыгрывая музыкантам группы «Yarga Sound System», колдует дуэт «Prince Champagne». В другом конце зала художник Андрей Птицын расписывает стену, превращая её в подобие сердца – точки и линии соединяются в клапаны и сосуды. В воздухе чувствуется напряжение, прерываемое лишь треском кисти по картону.

Актёры начинают ходить из угла в угол, не сталкиваясь, всё быстрее и быстрее, при этом корчась в беззвучных судорогах. Падая, катаясь и закручивая руки и ноги, словно перестают контролировать себя. Точно животные, они падают на четвереньки, выгибают спины и ползают. Ластятся, чуть ли не облизывают зрителей, утыкаясь им в руки (шубы здесь очень кстати). Но это не животный инстинкт взял вверх, это осознанное безумие рвёт душу, стремясь к свободе. Каждый из них – даже музыканты – загнан в рамки. Они пытаются выкарабкаться, но их пути не сходятся, каждый идёт по-своему. И при этом они – в одной лодке (почти в прямом смысле слова).

А что дальше? Дальше – ад. Тоже осознанный, наполненный драками, погоней друг за другом и падением на помост. То сплетаясь в единый клубок, то разрывая его, герои проживают вместе что-то одно им видимое и слышимое. Это нельзя описать словами, это надо или видеть, или чувствовать самому. Ты словно в зеркальной комнате слышишь голос, который приказывает тебе подчиниться. Ты пугаешься своих отражений и пытаешься спрятаться от самого себя. Ты видишь других таких же мучеников. Но вам не по пути…

Тишина. Последний звук умирает в воздухе. Ольга бросает всё и переходит на помост. Задумавшись на какое-то время, она смотрит то на актёров, распластавшихся по полу, то на лодку. Затем возвращается на место. Начинается другое безумие.

Актёры расходятся по разным местам, прячась. Свет падает так, что через ширму можно разглядеть очертания тел. Герои снимают с себя практически всё. При этом, даже не видя людей, можно понять, что они теперь марионетки, которых кто-то дёргает за ниточки, и те покорно висят. Даже взгляды меняются на глуповато-детские. А дальнейшая сцена отнюдь не кукольная! Если опустить подробности, то это напоминало какой-то танец обёрнутых в одну простыню людей с похлопываниями по спине и плечам. Без шуток и каких-либо дерзостей. Со стонами и подвываниями. Я опускаю взгляд. Даже знаю, как это комментировать, но тут же поднимаю глаза вновь.

Здесь нет сладострастия. Здесь попытка пойти по одному пути, которая снова оказывается провальной. Первобытный инстинкт совместного выживания не смог обмануть судьбу – у неё свои планы.

Так и у Андрея Птицына. Всё это время он ни разу не повернулся к публике. Под руками расцветало картонное сердце. Разорванное потом на части, разрезанное лезвием ножниц и подаренное каждому из участников. Может быть, хотя бы здесь они стали единым целым? Никто не даст ответ.

Это было почти как немое кино. Роли исполнили: Титта Курт танцовщица и хореограф из Финляндии, музыканты "Prince Champagne" и дуэт "Yarga Sound System" из Петрозаводска и танцоры Саша Козин и Мария Валеева, а также граффити-художник Андрей Птицын.

"