Posted 31 октября 2018,, 13:44
Published 31 октября 2018,, 13:44
Modified 30 октября 2022,, 19:20
Updated 30 октября 2022,, 19:20
В середине 18-го века в будущем Петрозаводске не было общеобразовательных школ. Когда Петр Первый повелел построить Олонецкие Петровские заводы, там, усилиями тогдашнего руководителя заводов Г.В.Геннина, в 1716 году была организована первая в стране техническая школа для детей нижних чинов, мастеровых и крестьян. В школе изучали доменное, пушечное, якорное и эфесное дело. По сути дела это было первое в стране профессионально- техническое училище. А, вот, насчет грамотности, умения читать и считать – скорее всего, этим в «ПТУ» не занимались.
Во второй половине века руководство Новгородского наместничества, куда и входила территория Петрозаводска, не устраивало, что в городе нет обычной школы. Безграмотные работники уже тогда никому были не нужны, поэтому необходима школа, где детишек обучали хотя бы азам грамотности.
Был издан документ, в котором подчеркивалось, что «Петрозаводской градской школы для обучения купецких и мещанских детей совсем в заведении нет». Стало быть, надо ее создать. Приказ общественного призрения губернии гласил, что необходимо составить списки купеческих и мещанских детей, с указанием тех, кто может оплачивать обучение в школе и тех, кто будет содержаться за счет городской казны.
При этом предполагалось «приготовить постройкою или наймом пристойной для того дом со всеми принадлежностями».
Школу задумывалось открыть в январе 1780-го года, но свою деятельность она начала только 28 мая 1782 года. Таким образом, у Петрозаводска есть свой школьный праздник – 28 мая.
А через четыре года после открытия первой «градской» школы в Петрозаводске открылось Главное народное училище. В Училище было четыре класса, где в 1786 году учились 22 мальчика и 5 девочек из семей дворян и разночинцев.
Но были открыты вакансии и для детей горнозаводских мастеровых и рабочих. Сам генерал- губернатор Т.И.Тутолмин установил для них норму провианта, особые мундиры и так называемую «нижняя амуниция». Все это выдавалась детям за счет казны – а всего их было 43 человека.
Педагоги Училища прошли основательную подготовку в Санкт-Петербурге, а преподавали они чтение, письмо, закон Божий, рисование, российские географию и историю, физику, естественную историю, латинский язык, архитектуру и даже учение о должностях человека и гражданина. Набор предметов был солидным, даже и по современным меркам.
Возможно, что в первой Народной школе (так ее называли в 1782 году) предметов было меньше, но, скорее всего, чтение, закон Божий и еще что-то там преподавали.
Кстати, после открытия народного училища возникла проблема. В Петрозаводске работали несколько частных школ, к обучению в которых дети привыкли. Именно поэтому они неохотно шли в училище, а пытались вернуться к привычному им обучению. На это пожаловались преподаватели училища, которые писали, что «малолетние дети… отлучаются от того училища и укрываются к тем самым людям, которые прежде их у себя имели и обучали грамоте…».
Петрозаводский комендант И. Гарш внял жалобе и распорядился закрыть частные школы. В результате «приватные учители» вынуждены были искать другую, не связанную с образованием работу.
Но, заметим, что в 19 веке частные школы начали вновь создаваться, поскольку спрос на них стал увеличиваться.
В общем, в Петрозаводске, как уже сказано выше, могут быть и свои праздники, связанные с учебой: 28 мая и 22 сентября (открытие Училища).