Posted 5 февраля 2018,, 16:26

Published 5 февраля 2018,, 16:26

Modified 30 октября 2022,, 18:33

Updated 30 октября 2022,, 18:33

«Я бил эти модельки об стену, друг об друга, скидывал с высоты»

5 февраля 2018, 16:26
Что приходит на ум, когда вы слышите слово «коллекционер»? Картины, монеты, марки, магнитики на холодильник… Олег Шалтаев почти половину своей жизни собирает номерные модели автомобилей СССР. О том, с чего все начиналось, как достать, сколько стоит и где лучше не покупать «раритет» на колесах, читаем ниже

С чего всё началось? Почему решил коллекционировать модели автомобилей и именно такие?

Всё началось в далёком детстве. Мне было около пяти лет, когда я обнаружил коллекцию советских моделек моего отца. Мама рассказывала, что я настойчиво просил разрешить в них поиграть, ведь они такие красивые. Но модели СССР — не игрушки, даже на коробочках написано «сувенир». Папа разрешал мне всё, но свою коллекцию из 10-12 моделей берёг до последнего.

Под сильные детские уговоры и укоризненный взгляд мамы отец всё же сдался и отдал своё сокровище. Говорят, я был очень рад, сам уже не помню, но припоминаю, как по отдельности бил эти модельки об стену, друг о друга, скидывал с высоты, играл в аварии. Детям интересно всё ломать, чтобы понять, что из чего состоит — вот и я всё сломал за считанные дни. Папа очень расстроился, но зла не держал.

На долгие годы я забыл про модели автомобилей, но за детство я успел пособирать ручки, зажигалки, пивные пробки, колоды карт, фишки, наклейки и много прочей мелочёвки. К моделям мысленно я стал возвращаться в 2009 году. Поначалу хотелось собирать маслкары и спорткары в масштабе 1:43, но я своевременно узнал про журнал «Автолегенды СССР» от «De Agostini», который как раз начал выходить в 2009 году. Собирать «журналки» оказалось неинтересно, потому что заранее известно, какая модель будет в следующем номере, и каждый мог купить их в ларьке. С советскими моделями дело обстоит иначе: найти трудно, получить сложно, разнообразия больше. Когда я это осознал, меня уже посетила мысль восстановить коллекцию папы, которую я разрушил. Так паззл сошёлся. В сентябре 2010 года я твёрдо решил, что буду коллекционировать исключительно модели СССР и раннего производства России.

Почему собираешь именно модели производства СССР? Неужели сейчас делают хуже?

Делают не хуже, делают по-другому. Сейчас рынок моделей полностью захватил Китай. Всё началось с доступных «Автолегенд», тогда спрос на модели вырос в сотни раз. Параллельно появлялись другие компании, которые отличались высокой детализацией, более широким модельным рядом и высокой ценой по сравнению с «автолегендами». Но их по-прежнему можно было покупать в магазине или на онлайн-сервисах. Модели СССР можно купить только с рук. На аукционе, на барахолке, в антикварной лавке — везде, но не в магазине. В больших городах есть магазины, где продаются модели СССР, но их немного, да и мега-раритеты там не найдешь.

В наше время добыть модели стало проще благодаря социальным сетям. После модельного «бума» в 2009 году «ВКонтакте» появилась группа «Автолегенды СССР», где сейчас больше 20 000 участников. Оттуда для удобства отпочковалась группа «Рынок масштабных моделей». В этих группах единомышленники обсуждали, продавали и покупали не только китайские модельки, но и так называемые номерные модели СССР. Люди из разных городов знакомились друг с другом, встречались, отправляли посылки почтой или поездом. Когда я вкусил такое общение по интересам, меня было уже не оторвать. Но больше меня увлекла цель собрать как можно больше номерных моделей завода «Радон». Всего было предусмотрено 43 номера, но 5 артикулов так и не были задействованы по разным причинам, поэтому «радоновская» коллекция по артикулам состоит из 38 моделей. Первыми моделями были «Москвичи» 408, 412, 426, 427, 433 и 434 (А1-А6), их производство началось в 1974 году. Дальше со временем появлялись новые модели, но работники завода имели странное свойство изменять конструкцию ранних версий, тем самым как бы создавая новую модель. У одних «Москвичей» было четыре крепления капота. Четыре, Карл! Само собой, среди коллекционеров ценятся ранние версии. Их меньше, они дороже.

Когда ты получаешь раннюю модель, то испытываешь эстетическое чувство наслаждения, потому что у кого-то другого такой модели нет. Это бесконечная гонка. Всегда есть, к чему стремиться, потому что вариаций множество. Например, есть постномерной «Москвич» без номера, есть ранний номерной с первым капотом, а есть олимпийский из «белой» серии. Есть немного моделей и других заводов, например, «РАФ-977» от ленинградского «Двигателя». Я не забрасываю коллекцию уже девять лет. Всегда испытываю тёплые чувства, когда в мои руки приходит новая модель. У каждой такой модели есть своя история.

Какая модель самая молодая и самая старая в твоей коллекции?

Сложно сказать. Обычно (но не всегда) месяц и год производства штампуются печатью на заводе, но не всегда модель попадает в руки с родной коробкой. Хорошо, если вообще коробка есть. Но у большинства моделей время выпуска можно узнать по отличительным деталям в разные периоды выпуска. Похоже, что самый ранний – это «Москвич-412» А2 с первым креплением капота и смещённым винтом, ориентировочно 1975-1977 годов выпуска. Самая поздняя модель — ранняя «ВАЗ-2110» с люком, ориентировочно 1996-1997 годов. Настоящий раритет. Многие другие такие модели «зачумели» — разломались из-за некачественного цинкового сплава, которым дурно прославился завод в 90-х годах. Кстати, к тому времени завод сменил название на «Агат». У меня ещё есть новодельный и поддельный «ЗАЗ-968 Запорожец» А16 2010 года, но он немного вне коллекции. Достался в подарок, сейчас занимает место супер-мега-раритета настоящего А16, которого я вряд ли когда-нибудь заполучу.

Где хранятся модели? У них есть отдельный гараж?

Я храню коллекцию в стеллаже под стеклом. Сам его нарисовал и заказал в 2012 году.

Требуют ли они особого ухода? Проходят ли ТО и как часто?

Главное следить, чтобы никто их не трогал. Шутки шутками, а сломать маленькую деталь проще простого. В остальном достаточно раз в год кисточкой стирать пыль. Ещё важно не допускать прямого попадания солнечных лучей и влаги. От солнца на моделях 1970-х пузырится краска, а у некоторых «Волг» и «Чаек» разбухают пластиковые колёса. Цинк не ржавеет, но всё равно лучше держать в сухом помещении.

Где ты их берешь, ведь такой «раритет» в обычных магазинах не купишь?

Раньше у меня было много знакомых из других городов, с которыми мы могли обмениваться, или я у них что-нибудь приобретал. Иногда они выступали посредниками и находили мне модели у других людей. Всё благодаря социальным сетям. Пару раз натыкался на модели на барахолках. Ещё в 2010 году удалось несколько моделей забрать у друга детства моего папы. Несколько штук нашла мама у коллег по работе, что-то ещё принёс папа. Мы даже подавали с ним объявление в газету, и тогда откликнулся один дедушка, удалось забрать у него два кирпичных «Москвича». Однажды даже директриса моей школы – моя семья с ней дружила – позвала меня к себе в кабинет и с гордостью вручила мне модельку, которую нашла дома. Целый кладезь по-настоящему редких моделей я обнаружил дома у одноклассника, но мне досталась всего одна, зато самая ценная из той кучи. В школьные годы много откуда приходили модели, но сейчас у меня остался всего один друг в Москве, который помогает мне пополнять коллекцию ранними и раритетными моделями разных цветов. На «Авито» даже не смотрю объявления, в Петрозаводске продают мало и в основном Китай. Сейчас хочу использовать только проверенные каналы.

Покупал ли ты когда-нибудь такие модели с аукционов или интернет-магазинов?

Советские модели часто встречаются на аукционах, в интернет-магазинах — редко. Аукционы тоже стали отходить на задний план. Я однажды покупал на аукционе «молоток», но через товарища-посредника. В основном я находил модели «ВКонтакте». Со временем перестал смотреть объявления, потому что мои заядлые товарищи-коллекционеры стали предлагать интересные варианты, которые простой смертный в альбом продаж не выложит. У аукционов ещё есть существенный минус: всегда есть риск нарваться на мошенников. Нужно обращаться к проверенным продавцам, а у меня они были и есть.

Были какие-нибудь удивительные истории, связанные с приобретением новых моделей?

Забавных случаев было очень много. Один из них случился в феврале 2013 года. В то время я увлекался советскими велосипедами, и в Петрозаводске у меня был товарищ с таким же увлечением. Однажды ему потребовалась большая звезда и вся педальная система на какой-то харьковский велосипед, но такие запчасти он мог достать только в Москве у знающего человека. Мой товарищ знал, что я коллекционирую модели и что у меня есть связи в Москве, поэтому он обратился ко мне, не могу ли я помочь бюджетно доставить запчасти из столицы в Петрозаводск. Я тогда как раз собирался покупать две «Чайки-14» у моего друга. Я у него спросил, может ли он помочь. Друг согласился встретиться с кем нужно. Я сообщил все контакты, встреча прошла успешно, другу передали запчасти. Но возникла проблема: в одну посылку всё не положить, слишком тяжело, был риск повредить модели и пробить коробку острыми зубцами звёздочки. В то время моей правой рукой был отец. Спрашиваю у него совет, а он, не задумываясь, сказал, что съездит на вокзал и договорится с начальником московского поезда о передаче посылки. Папа всегда помогал и был рад в лишний раз с кем-нибудь пообщаться. Передача посылки состоялась успешно. Я получил свои модели, мой вело-товарищ — запчасти, а папа — папа просто лучший. В этой сделке было задействовано шесть человек из двух городов.

Приходилось ли ремонтировать или восстанавливать какие-то экземпляры?

Да, приходилось, но мало. У меня есть перекрашенная ранняя «Девятка», досталась комплектной, но с большими сколами краски. Несколько моделей с глубокими сколами мне помогли восстановить в мастерской Дома творчества на ул. Островского. Бывало, что было нужно найти аутентичную запчасть определённого периода времени. В этом помогали ребята из других городов. Одну модель я построил сам — из разбитого универсала «Москвича-426» сделал кабриолет «Москвич-408 Турист». Но в основном ко мне в руки попадают модели в идеальном состоянии.

Есть ли у тебя «мечта коллекционера»? Может быть, какая-то очень редкая модель, которую достать нереально?

В мечтах, скорее, те модели, которые реально достать. Из 38 номерных моделей есть 5 «супер-мега-раритетов» — «Иж-Москвич-412» А10, «ЗАЗ-968 Запорожец» А16, олимпийский «РАФ-2907» А21, «ГАЗ-3102 Волга» А38 и лимузин «ЗИЛ-115» А42. В 2011 году мне посчастливилось получить А10 за гроши по сравнению с реальной ценой. Это мой единственный супер-мега-раритет. У большинства коллекционеров нет ни одного. В лучшем случае два-три. А38 достать можно только за космические деньги, потому что была выпущена всего одна партия этих моделей количеством около 500 штук. Большинство из них разошлось по частным коллекциям, часть могла пропасть в песочницах. Периодически всплывают на аукционах за несколько сотен тысяч, но оно того не стоит. Таких моделей сейчас мне не хочется. Мне хочется собрать цветовую палитру у каждой модели и найти оставшиеся ранние варианты.

Как относятся к твоему влечению близкие? Не осуждают ли, ведь деньги наверняка можно было потратить на что-то другое, более полезное?

В нашей семье заведено поддерживать начинания каждого из членов. Меня никто не осуждал, хотя на деньги, вложенные в коллекцию, можно бы было купить неплохую машину в масштабе 1:1. Наоборот, мама с папой переживали некоторые истории вместе со мной. Отец всегда был готов помочь. Было заметно, что ему было приятно смотреть на то, как я не только полностью восстановил его коллекцию, но и преумножил её в несколько раз.

За сколько ты покупал самую дорогую из своих моделей?

Больше 5000 рублей я не тратил. Но покупок с таким ценником было несколько.

Много ли в Петрозаводске/Карелии людей, с такой же коллекцией, как у тебя?

Могу смело сказать, что у меня по республике самая большая и качественная коллекция именно советских\номерных моделей. Сейчас у меня 114 моделей. Из 38 номерных моделей есть 34, кроме четырёх супер-мега-раритетов. У меня есть знакомые в Петрозаводске, у кого коллекции и по 400, и по 500 моделей, но они собирают всё подряд. Кто-то коллекционирует с 80-х и держит несколько советских моделей как оплот коллекции, но всё остальное — Китай и разношёрстная мелочёвка. Я решил брать не количеством, а качеством. Между покупками моделей могут проходить месяцы, но я дожидаюсь того, что мне будет нужно. Правда, с 2013 года я ни с кем в Петрозаводске не общался. Может быть, появились новые коллекционеры. Я был бы этому рад.

"