Posted 13 октября 2019,, 08:05

Published 13 октября 2019,, 08:05

Modified 30 октября 2022,, 19:57

Updated 30 октября 2022,, 19:57

Общепит трещит: в Карелии запретят продажу алкоголя в жилых домах

13 октября 2019, 08:05
В России назрело очередное решение в борьбе с пьянством. Регионы страны вынуждены всерьез озаботиться недавним решением Госдумы РФ, которое вводит серьезные ограничения при обороте алкогольной продукции.

В конце сентября этого года депутаты в первом чтении приняли поправки в федеральный закон, который регулирует производство и оборот алкоголя на территории всей страны. Главным образом, речь идет о существенных ограничениях при продаже спиртного в многоквартирных домах. В правовые тиски должны попасть объекты общественного питания - в народе прозванные «наливайками».

И на этот раз, похоже, за распивочные взялись серьезно. Среди главных условий – площадь помещений, в которых торгуют спиртным. Также предполагается, что регионы получат право вводить дополнительные ограничения розничной продажи алкоголя в «жилом» общепите. Не менее ожесточенные споры ведутся между законодателями и пивоварами, ведь ни для кого не секрет, что пенный напиток – основной, а чаще всего единственный тип спиртного, который можно найти в заведениях подобного рода.

Как Карелия встретит «полусухой закон»? Есть ли у власти какое-либо взвешенное решение по давно назревшему вопросу с «наливайками»? И удастся ли сохранить баланс интересов бизнеса, чиновников и общественности?

Столовая или магазин?

На первый взгляд, новая инициатива продиктована исключительно заботой о трезвом населении. Но прежде чем предоставить слово экспертам, освежим в памяти профильные законы и заодно посмотрим, что именно предлагают инициаторы.

Напомним, карельские депутаты разработали и приняли нормативный акт регионального уровня еще в 2012 году. С тех пор документ претерпел значительные изменения, но в части алкогольного регулирования, имеющей отношение к нашей теме, многое осталось прежним.

Итак, документ устанавливает временные ограничения и разрешает в Карелии розничную торговлю алкоголем только с 08.00 до 23.00 (в отдельные дни с 10.00 до 22.00 или круглосуточно в зависимости от категории объекта). Только и в том, и в другом случае, цитируем, - «за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания».

Об этой правовой хорошо осведомлены в «наливайках», которые чаще больше похожи на общепит, чем на обычный магазин, и располагаются на первых этажах жилых домов. Потому теоретически желающие могут найти спиртное и ночью, только в таких своеобразных псевдо-кафе.

Эксперты отмечают, что поймать нарушителя (т.е. юрлицо) за руку и тем более доказать его вину в таких случаях довольно проблематично. Если в общепите формально разрешен розлив, то кто мешает откупорить бутылку пенного в помещении, а затем пойти по своим делам? В свое время с такими пробелами в законе столкнулись в республиканском МВД, когда в очередной раз пробовали поймать с поличным один из кафе-кафе в Петрозаводске.

Теперь же, возможно, ситуация изменится. Хотя бы потому, что одним из обязательных условий в новом законопроекте является предельная площадь «наливайки». Сейчас она составляет 20 квадратных метров, но вопрос до окончательного чтения остается открытым. Бизнес-сообщество считает, что изменения приведут к росту арендной платы и, соответственно, увеличат розничные цены. Оппоненты же парируют то «теневым оборотом», то сверхдоходностью алкогольного бизнеса.

Спирта много не бывает?

Пару лет назад на экономические и правовые сложности, особенно в пивоваренной отрасли, особое внимание обращали в НИУ ВШЭ. По мнению экспертов, регулирование рынка алкоголя в стране по-своему парадоксально.

- С одной стороны, государство крайне заинтересовано и в сборах акцизов, и в изменении структуры потребления алкогольных напитков, - отмечала директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна ДУПАН, объясняя необходимость раздельного регулирования производства и оборота алкоголя. - С другой стороны, оно проводит планомерную унификацию требований ко всем видам алкогольной продукции, причем избирает путь ужесточения этих требований. В итоге регулирование сейчас нельзя назвать сбалансированным: в отношении производства и оборота пива и вина были введены экономически и социально необоснованные требования, запреты и ограничения, не практикуемые ни в странах Евразийского экономического союза, ни в иных зарубежных государствах.

Впрочем, мнения сходились уже в том, что путаница связана с разнообразием алкогольной продукции. Для различных видов напитков появились свои нормы и требования, создавались термины и уточнялись особенности (в т.ч. состав напитка, крепость и т.д.). В итоге профильный закон №171-ФЗ превратился в юридическое чудовище, который сложно одолеть даже специалисту.

- Сложное и запутанное регулирование, невозможность четкого разграничения норм, применимых к разным видам продукции, вредит и самим отраслям, и государству, - уточняла Дупан. - <…> в рамках настолько несбалансированного регулирования проще всего заниматься нелегальным или полулегальным производством алкоголя. При этом мне кажется, что термин «раздельное регулирование» не совсем корректен. Если написать пять разных законов по пяти видам продукции – спирт, спиртосодержащая продукция, крепкий алкоголь, вино и пиво – это породит еще большую путаницу.

Не больше - и не меньше

Дело остается за единообразием. В чем же сложности? Почему не создать единый закон, выделить в нем общую и особую части, которые можно применить ко всем «алкогольным» отраслям, будь то пивоварение, виноделие и пр.?

По мнению экспертов, сложности создает правовая природа ФЗ-171 об алкогольном регулировании, который априори дает возможность регионам самостоятельно решать – бороться с «наливайками» или нет. При этом, корректируя свои собственные законы. На такой детали, к слову, отдельно останавливаются и разработчики. Но с учетом того, что проблемы с «наливайками» (и тем более с пьянством) в каждом отдельном субъекте носят, мягко говоря, различный характер, то изначально единые требования могут привести к какофонии.

Так, официальная криминальная статистика по Петрозаводску говорит о том, что за первые 6 месяцев этого года число административных протоколов за нелегальный оборот алкоголя… не изменилось. А исключением из правила стала продажа алкоголя подросткам.

- В результате проведенных проверок торговых предприятий с целью выявления фактов незаконной реализации алкогольной продукции составлено 129 административных протокола о правонарушениях в сфере незаконного оборота алкогольной продукции (аналогичный период прошлого года – 129), - говорится в докладе начальника УМВД России по Петрозаводску Николая КРАСОВСКОГО. - В том числе 18 <протоколов > за продажу алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста совершеннолетия (аналогичный период прошлого года – 36).

Впрочем, следует учитывать, что в «незаконный оборот алкогольной продукции» входят все торговые предприятия карельской столицы (!), а не только псевдо-кафе, «наливайки» и т.д.

Выговорили выговор

Если в целом решение все-таки остается за нашими депутатами (ведь полиция все же преимущественно исполняет закон, а не творит его), то какую работу в этом направлении ведут народные избранники? Снова обратим внимание на Петрозаводск, поскольку районные центры во многом будут опираться на опыт карельской столицы.

По мнению заместителя председателя Петросовета Александра ХАНЦЕВИЧА, нововведения затронут «мелкие недобросовестные питейные заведения, которые маскируются под точки общепита и таким образом обходят запрет на торговлю спиртным в ночное время».

- В администрацию Петрозаводска и к депутатам городского совета поступают обращения от жителей карельской столицы, которых беспокоит торговля алкоголем в мелких распивочных, или так называемых «наливайках», - говорит депутат. - Такие заведения, как правило, расположены на первых этажах, в цокольных или подвальных помещениях многоквартирных жилых домов. Соседство с ними порождает для жильцов множество проблем <…> Чаще всего под вывеской оказания услуг общественного питания в таких случаях скрываются точки продажи спиртного <…> Жители домов, где расположены подобные питейные заведения, жалуются на антисанитарию, на постоянные нарушения общественного порядка, тишины.

По словам зампредседателя, на сегодняшний день у исполнительной власти в регионе (как и у органов местного самоуправления) просто нет соответствующих полномочий. В итоге очередное разбирательство заканчивается банальным выговором.

- Не так давно, например, городская администрация обратилась в надзорные органы с просьбой провести контрольные мероприятия в отношении одного из питейных заведений, расположенных в жилом доме в центре карельской столицы, - вспоминает Ханцевич. - Поводом послужила устная жалоба жителя города на это заведение, продающее спиртное фактически круглосуточно. В итоге питейное заведение получило предупреждение о недопустимости нарушений – в частности, здесь отсутствовали вывеска и информация для потребителей, оформленные в соответствии с требованиями законодательства. Однако ввиду отсутствия достаточных законных оснований в проведении внеплановой проверки было отказано.

О доброй совести

Как бы то ни было, время у регионов еще есть. Как уточняет Ханцевич, работа над законодательной инициативой продолжается. Среди предложений – тот самый возврат полномочий регионам вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкоголя, когда речь идет об общепите.

- В случае принятия федерального закона депутаты нашей фракции <…> готовы разработать свои предложения в республиканское законодательство по регулированию продажи алкоголя в жилых домах, - уточняет депутат. - Конечно, очень важно, чтобы все решения были взвешенными, продуманными, чтобы от ограничений не пострадал добросовестный бизнес. При этом, несомненно, необходимо защитить право граждан на тишину и покой в ночное время. Еще более актуальный вопрос - снижение доступности горячительных напитков, ведь, по данным экспертов, от 30% до 40% мужчин в России умирают в возрасте до 60 лет из-за причин, связанных с алкоголем.

Всю сложность обсуждаемой темы понимает и уполномоченный по правам предпринимателей в РК Елена ГНЕТОВА. По ее мнению, на сегодняшний момент законодателям предстоит решить непростую задачу, балансируя на грани интересов и бизнеса, и жильцов. Есть в проекте пока и некоторые недоработки.

- С одной стороны, государство заботится об обеспечении общественного порядка, о праве граждан - жителей многоквартирных домов, на тишину, отдых и безопасность в местах проживания, - делится мнением бизнес-омбудсмен. - Эта инициатива понятна и поддерживается гражданами. С другой стороны, принятие этого закона, безусловно, скажется на добросовестных предпринимателях. Будут закрыты магазины разливного пива в спальных районах, в которых есть несколько столиков, небольшие бары с «крафтовым» пивом, мини-кафе. Владельцам бизнеса нужно будет либо перепрофилировать свою деятельность, либо закрыть предприятия.

Считаю недоработкой законопроекта то, что он не учитывает финансовые потери предпринимателей. Они уже понесли определённые существенные затраты, которые, на мой взгляд, должны быть учтены и компенсированы. Также считаю, что законопроект необходимо доработать в целом, чтобы учесть все негативные последствия для добросовестных участников рынка.

***

Время у инициативных чиновников, депутатов и общественников еще есть. По крайней мере, в Карелии планируют создать рабочую группу, которая внесет свои предложения ко второму чтению законопроекта в Госдуме РФ. Надеемся, с учетом всех интересов.

- Основными задачами государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции остаются сокращение теневого сегмента рынка, защита нравственности и здоровья граждан, а также снижение уровня потребления алкогольной продукции, - говорится в статье экспертов ВШЭ, посвященной госрегулированию алкогольного рынка. - Указанные задачи могут быть решены только при слаженном взаимодействии государственных органов с субъектами предпринимательства, экспертным сообществом, общественными объединениями и гражданами, что обуславливает необходимость формирования качественно новой модели государственного регулирования алкогольного рынка.

Внешне цели выглядят благонравно. Но точно ли никто не уйдет обиженным?

"