Posted 5 июля 2020,, 08:26

Published 5 июля 2020,, 08:26

Modified 30 октября 2022,, 20:39

Updated 30 октября 2022,, 20:39

В очередь: как Карелии пришлось привыкать к новому формату госуслуг

В очередь: как Карелии пришлось привыкать к новому формату госуслуг

5 июля 2020, 08:26
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Популярность государственных услуг, которые можно получить в Интернете, в этом году может побить все рекорды: затянувшаяся атака нового Covid-19 вкупе с режимом самоизоляции вынудили жителей привыкать к компьютеру.

И если в последнее время доля жителей Карелии, которая предпочитала виртуальные обращения, росла и без коронавируса (по данным Росстата, в 2018 году – 61,8%, в 2019 году - 69.5%), то год нынешний может уйти далеко вперед. Кто и как может «оформиться» дистанционно? Есть ли сегодня перебои с подачей заявлений? И исчезли ли живые очереди?

С кулачками

Чтобы избежать путаницы, уточним: об услугах регионального и муниципального уровня мы практически говорить не будем. Многие из них носят «сезонный» характер, и в летние месяцы профильный Интернет-портал может позволить себе немного отдохнуть (например, электронная запись в первые классы уже давным-давно закончилась). Правда, эксперты по-прежнему ожидают больших нагрузок на серверы, связанных выплатами на детей из многодетных семей, и… держат кулачки. Слишком свежи в памяти перебои с работой портала и при записи первоклашек, и получении детских пособий.

Мы же вспомним о круглогодичных и «федеральных» услугах, которым все-таки пришлось изменить формат из-за нового ковида. Один из самых свежих примеров: с 1 июля жители с ограниченными возможностями здоровья могут забыть про бумажные справки об инвалидности, запрашивая их в электронном виде.

Тем не менее, заявителям во многих случаях придется лично посетить какое-либо ведомство, чтобы забрать ту или иную бумагу, и сегодня во главе угла стоит предварительная запись. Либо в электронном виде, либо по телефону. Причем последний вариант, как ни странно, часто оказывается менее продуктивным.

Кроме того, единого порядка для определенной госуслуги может не быть даже в пределах одной структуры, поэтому сначала заявителю придется свериться с электронным или телефонным справочником.

Только по делу

Для примера посмотрим, как сегодня с профильными зяавлениями работает МВД Карелии.

«Сегодня мы рекомендуем гражданам обращаться за той или иной услугой через портал государственных услуг, это лучший вариант, - поясняют в пресс-центре ведомства. – Но в некоторых случаях возобновлен и личный прием граждан, с соблюдением ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (использованием средств защиты, соблюдения социальной дистанции и т.д.). Например, в МРЭО УГИБДД МВД по РК прием граждан возобновлен по вопросам выдачи и замены водительских удостоверений, регистрации транспортных средств, теоретического и практического экзаменов по первоначальным навыкам управления транспортными средствами».

Впрочем, следует иметь в виду, что из-за ковидных рисков граждан примут «исключительно по предварительной записи» через портал госуслуг. Более того, «в целях соблюдения эпидемиологических норм» количество мест для записи ограничено. Тех, кто решил зайти в гости без записи, в подразделение не пустят.

Подобный режим действует при получении справок о наличии-отсутствии судимости и прочих архивных документов. То же касается и «миграционных» госуслуг, например, получения паспортов и загранпаспортов.

Необычная польза

Посмотрим, что происходит «в поле». При входе в здание Управления по вопросам миграции МВД по РК в Петрозаводске на пр. А. Невского дежурит охранник, «пшикает» на руки антисептиком и спрашивает про защитную маску. Иначе – вход заказан. За железной дверью многолюдно, пришедшие по записи стараются не сидеть (или стоять) плечом к плечу, но места в коридоре не так много, поэтому пресловутые полтора метра социальной дистанции соблюдаются с трудом. Впрочем, не сантиметром же мерить…

«Я сначала записался по телефону, хотя дозвониться было тяжело, трубку долго не брали, - вспоминает посетитель Дмитрий Волошин [имя-фамилия изменены по просьбе респондента, –Прим. Авт.]. - В итоге посоветовали записаться на конкретное время через портал Госуслуг, иначе пришлось бы в «живой» очереди стоять. Так и сделал. Надеюсь, успею, им еще час работать, но что-то затянулось. Мое время уже на пятнадцать минут просрочено».

Очередь медленно, но движется. Тех, кто по записи, вызывают отдельно, но регулярно вспоминают походы с номерками к врачу. Говорят, очень похоже. Возникает пауза: кто-то из сотрудников не успел вовремя вернуться с планового короткого перерыва. Очередь нервничает и ерничает.

«По электронному «номерку» удобно: главное, чтобы чаи не слишком часто гоняли, - ехидничает Дмитрий. – Я-то пришел за новым паспортом, все документы, даже фотографии, оформил-послал через сайт Госуслуг. Ии недели не прошло, а на электронную почту, которую указывал при регистрации, пришло письмо, где были конкретные день и время».

Как позднее пояснили в полиции, в коронавирусных реалиях сроки рассмотрения многих заявлений сокращены, причем значительно. В случае с паспортом, например, - приблизительно вчетверо, с максимальных 30 дней, положенных по регламенту, до 10 дней (при подаче заявления по месту регистрации). Оказывается, даже ковид может приносить пользу?

Попытка – пытка?

Так ил иначе, сегодня на госуслугах в Карелии правит бал предварительная запись - несмотря на ощутимые послабления. Совсем недавно ЗАГСы республики отменили временное приостановление приема заявлений о заключении браков, а финское консульство в Петрозаводске вернулось к выдаче загранпаспортов с визами, а Управление Росреестра по-прежнему работает по предварительной записи, причем только по телефону. Возвращаются к «полупривычному» режиму работы и отделы Многофункциональных центров в Карелии (опять же – исключительно по записи).

Так или иначе, личный прием нынче все-таки возможен. Если удастся дозвониться или добраться до компьютера с доступом в Интернет, то, к примеру, в налоговой инспекции к услугам заявителей – более полусотни сервисов. Но тет-а-тет – тоже по записи.

Отделение пенсионного фонда в Карелии тоже пока не спешит отменять некоторые ограничительные меры. Не так давно ведомство сообщило о продлении ограничений до конца июля - «из-за сложной эпидемиологической обстановки».

Дистанционными останутся назначения отдельных видов пенсий и пособий, ответы на некоторые запросы, продление и перерасчеты уже назначенных выплат.

«Большинство пенсий сегодня оформляется по электронным заявлениям, которые подаются через личный кабинет на портале Пенсионного фонда и портале Госуслуг, - уточняют в ведомстве. - Доля таких обращений в настоящее время достигает более 70 процентов <…> Если у человека нет возможности подать электронное заявление о назначении пенсии, территориальные органы ПФР при наличии контактной информации связываются с ним по телефону и получают согласие на оформление пенсии, что отражается в специальном акте. На основе этого документа формируется заявление о назначении пенсии <…>».

К слову, с повышенной пенсией «северянам» - отдельная история. Как напоминают в ПФР, пенсионеру ежегодно необходимо подавать заявление и подтверждать фактическое место жительства. И до конца июля этого года про эту бумагу временно можно забыть.

«Сведения о месте жительства будут уточняться самими специалистами фонда в рамках межведомственного взаимодействия с Министерством внутренних дел, по данным от работодателей либо по телефону при общении с самим пенсионером», - добавляют специалисты.

Удалиться и работать

Центры занятости в Карелии тоже максимально стараются использовать возможности дистанционной работы. К тому же, дополнительный повод для размышлений дает статистика. По данным Управления труда и занятости РК, к концу июня 2020 года численность безработных в регионе превысила 15,65 тысяч человек, а уровень регистрируемой безработицы составил 5,13 процента, что в два с лишним раза выше, чем было к концу апреля.

Правда, почти на тысячу выросло и количество вакансий (до 5 с лишним тысяч), однако в ведомстве не устают напоминать про возможность получить официальный статус безработного, не выходя из дома.

«Достаточно подать лишь электронное заявление и резюме, - уточняют в Управлении. - Никаких документов собирать дополнительно не нужно, приходить в агентство занятости – тоже».

Прямо о коронавирусе – как о причине упомянутой динамики – специалисты не говорят, но при этом напоминают о максимальных размерах пособий по безработице, которые до конца 2020 года определены в 12130 рублей.

«Если один из родителей потерял работу с 1 марта, он сможет дополнительно в течение трех месяцев получать по три тысячи рублей за каждого несовершеннолетнего ребенка, до восемнадцати лет, - добавляют специалисты.А для назначения пособия ему необходимо встать на учет в центре занятости».

Но следует помнить об одной важной детали: по постановлению правительства РФ соцвыплаты безработным с 1 июля 2020 года приходят только на карты национальной платежной системы «Мир». Причем других вариантов, судя по официальным сообщениям центров социальной работы, у жителей нет.

Лицом к лицу

Вкратце вспомним про еще одну «госуслугу», которая формально (с точки зрения процедуры подачи Интернет-обращений на профильных веб-порталах) таковой не является, но фактически – имеет на это право, поскольку относится к сфере делового диалога населения и чиновников. Тем более что подобный формат более чем активно сегодня использует и глава Карелии Артур Парфенчиков, регулярно проводя в соцсетях «прямые линии» с жителями.

Личный прием граждан вполне можно считать прелюдией к определенной госуслуге, и сегодня власти тоже используют такой формат общения. Например, в администрации Петрозаводска – «если есть такая потребность» - проводится регулярно. Но коронавирус сказался и на таком формате. Как уточняют в мэрии, личные приемы граждан «временно ограничены». Предпочтительнее – письменные, электронные и телефонные обращения. Впрочем, как же без исключений?

«Администрация продолжает работу, и все обращения рассматриваются в индивидуальном порядке, - добавляют в пресс-центре мэрии. – Сроки их рассмотрения также не изменились. По закону определен максимум в 30 дней со дня регистрации, но срок может быть и меньше, все зависит от действий, которые необходимо будет предпринять».

***

Все госуслуги в одной публикации охватить невозможно, но даже приведенные выше примеры показывают, что оформление выплат, документов и пр. идет следом за коронавирусной статистикой. В Карелии едва ли не ежедневно выявляют десятки новых заболевших, остается напряженной и ситуация в детсадах республики. Если же сбудутся прогнозы о «второй волне» Covid-19, которая может совсем скоро накрыть Россию, то не исключено, что формат «дистант-услуг» проявит себя во всей красе. И быстрота и удобство точно не будут лишними. Лишь бы выдержало компьютерное «железо»…

"