Posted 5 июля 2020,, 08:54

Published 5 июля 2020,, 08:54

Modified 30 октября 2022,, 20:39

Updated 30 октября 2022,, 20:39

Переквалифицировались: как Covid повлиял на производителей одежды и формы в Карелии

5 июля 2020, 08:54
Трудящегося человека видно издалека: большинство носит форму и костюмы, которые защищают от травм на производстве. В период пандемии многие производители спецодежды и повседневной одежды начали выпускать маски и другие средства защиты. Пообщались с карельскими компаниями и узнали о проблемах отрасли в период пандемии.

Затратно ли?

Рабочую одежду носят сотрудники многих сфер – этого требуют правила безопасности и форма зачастую спасает работников от производственных травм. Однако нередко такая спецодежда является затратной для предприятий, особенно с многочисленным коллективом. В среднем по России такие траты составляют порядка 10300 рублей на одного сотрудника.

Если говорить более подробно, то самые маленькие затраты на форму оказались в сельском и лесном хозяйстве. На одного сотрудника в данной сфере уходит примерно 5400 рублей. По семь с лишним тысяч на спецодежду для сотрудников тратят коммунальщики. Чуть больше – 8800 рублей - обрабатывающие производства, а также предприятия транспорта и связи.

Самыми крупными затратами на спецодежду оказались в сфере строительства и энергетики, где в среднем на каждого сотрудника тратится порядка 12750 и 13300 рублей соответственно. А больше всего на рабочую форму выделяют добывающие компании – около 20300 рублей на одного человека.

Маски «в тренде»

По данным Ассоциации СИЗ России, рынок спецодежды и средств индивидуальной защиты в нашей стране ежегодно растёт в пределах десяти процентов. В прошлом году его объём составил 160 миллиардов рублей. При этом 45% продаж пришлось на униформу и спецодежду (72 млрд рублей), 30% - на средства индивидуальной защиты (48 млрд рублей), такие как каска, респиратор, очки, перчатки. Остальное - доля спецобуви (40 млрд рублей).

Как отметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, сейчас же, в период пандемии коронавируса, усиленный спрос идет на защиту органов дыхания. Спрос на спецодежду и обувь, конечно, меньше. Связано это в первую очередь с тем, что многие предприятия, где сотрудникам требуется спецодежда, были в простое на протяжении пары месяцев. Их работа была остановлена, а маски все же нужны были всем.

«Сейчас, когда возвращается к нормальному режиму экономика, я думаю, что будет нарастать и будет востребована и эта составляющая», - считает президент ТПП РФ.

Более того, во время пандемии Covid-19, многие импортные средства защиты перестали поступать в Россию. Поэтому вырос спрос на то, что может делать отечественная промышленность.

«Мы одобрили порядка 30 проектов как раз на расширение производства: это и маски, костюмы, спецодежда - в первую очередь для нынешней ситуации с коронавирусом», - добавил Сергей Катырин.

Что на карельском рынке?

В России на рынке спецодежды и средств защиты работает больше 130 компаний. В Карелии таких производителей совсем мало, но они все же есть. Одним из самых известных является компания «Эрни», которая выпускает профессиональную одежду еще с 1992 года. Изначально она работала только на внешнем рынке, а сейчас уже на протяжении больше чем 20 лет – и на внутреннем, получая индивидуальные заказы от крупных предприятий и фирм.

Как рассказал директор компании Олег Хайрудинов, сейчас многие предприятия до сих пор находятся «в спячке». Конечно, во многом это связано с пандемией коронавируса и с введенными ограничениями – фирмы были в простое и в спецодежде не нуждались. Более того, у кого-то образовались проблемы с финансами, и тратиться на форму сейчас для них не лучшее время.

«Сейчас заказов на рабочую одежду практически нет. И это несмотря на то, что мы сотрудничаем с такими крупными фирмами, как, например «Ситилинк», «FixPrice», пекарня «Беккер» и другими», - рассказал директор «Эрни». - Производственные предприятия пока раскачиваются. У нас есть несколько заявок от организаций общественного питания и строительных компаний, но они на начальной стадии – подписании документов и согласовании. Данная сфера сейчас только начинает свое восстановление после пандемии коронавируса».

Как отметил директор компании, спрос на спецодежду в целом упал примерно в два раза. Сейчас часть продукции фирма поставляет в международный интернет-магазин одежды и других товаров WildBerries.

Во время пандемии коронавируса, когда заказы практически отсутствовали, а спрос на спецодежду упал, «Эрни» начала выпускать профодежду для медиков. Компания производила одноразовые халаты и комбинезоны, и в меньшем количестве - маски. Однако сейчас заказы на подобную продукцию закончились, хоть фирма и готова отшивать такую форму.

«Мы произвели несколько тысяч штук одноразовых халатов и комбинезонов для медицинских организаций республики и даже других регионов России. Сейчас заказы закончились, потому что, видимо, начались поставки из Китая. Да и другие государственные предприятия этим занимаются», - рассказал Олег Хайрудинов.

У компании зарегистрированы еще две торговые марки – «Real Karelian» и «Motto». Они выпускают обычную повседневную одежду для спорта, работы и отдыха. Фирма производит футболки, рубашки-поло, толстовки, спортивные костюмы, куртки, жилеты и другое. Во время пандемии спрос на данную одежду также упал, что можно связать с закрытием магазинов. Хотя это также связано и с сезонностью – летом обычно покупают легкую одежду. Поэтому компания активно производит футболки и трикотаж – легкие толстовки, брюки.

«Вначале, когда после пандемии открылись магазины, спрос на одежду был высоким. Сейчас он вновь упал, - констатировал директор. – Вообще до коронавируса мы плотно занимались производством спортивной одежды для многих сборных республики. Мы одевали республиканские спортивные организации, а сейчас эта сфера раскачивается довольно слабо».

Временно переквалифицировались?

На производство спецодежды (в частности, для врачей) и средств индивидуальной защиты во время пандемии коронавируса перешли и некоторые магазины повседневной одежды. В Карелии с таким опытом столкнулась местная торговая марка «ZOOM», которая работает с 2002 года. Директор Наталья Соколова и ее швейное производство откликнулись на призыв властей и оперативно развернули производство от модной одежды – к товарам первой необходимости. Сотрудники шили маски, а также одноразовую форму для врачей.

«Мы специализируемся именно на одежде, которую носят каждый день. Однако во время пандемии мы переключились на медицинскую одежду – одноразовые халаты, бахилы, шапочки, нарукавники и комбинезоны. Как оказалось, к сожалению, потребности внутри республики нет», - рассказала Наталья Соколова.

По ее словам, изначально власти республики призвали закрывать образовавшуюся потребность в одноразовой одежде в медицине, на что и откликнулись местные швейные предприятия. «ZOOM» отшил первую поставку, сдал ее. Однако, в этой сфере сильным конкурентом оказалось УФСИН, которое предлагает заказчикам очень выгодную цену.

«К примеру, халат они шьют за 90 рублей, а у нас он вместе с тканью, арендой, электричеством, налогами и зарплатами выходит, как минимум, в 150-180 рублей (в зависимости от плотности). Поставлять по цене УФСИН мы не можем», - поделилась директор компании.

Первая партия отшитой одноразовой медицинской одежды все же была распродана. В частности, фирма сотрудничает с крупной медицинской компанией в Санкт-Петербурге и до сих пор продолжает выполнять заказы для нее. Оказалось, что в культурной столице готовы покупать продукцию по той цене, которая интересна и самому производителю.

В апреле, когда в Карелию только пришла пандемия коронавируса и закрылись многие предприятия, «ZOOM» начал активно шить маски – в основном для юридических лиц. В том месяце на данные средства индивидуальной защиты был огромный спрос. Ведь чтобы получить допуск на работу, например, в той же строительной компании, руководству нужно было «одеть» своих сотрудников согласно новым требованиям. В то же время организации общепита перешли на доставку, работникам также понадобились маски. Однако, по словам Натальи Соколовой, уже в мае спрос на них упал. Причиной этого стало то, что шитьем средств защиты занялись многие предприятия – все, у кого есть подходящее оборудование. Поэтому теперь у торговой марки «ZOOM» образовался приличный запас в количестве примерно 3000 штук масок, которые потихоньку продаются в магазинах бренда.

Спрос на саму повседневную и верхнюю одежду марки в период пандемии упал. Торговые точки не работали, реализовывать продукцию было негде. Тогда директор компании решила плотнее сотрудничать с платформой WildBerries. Однако, по словам Натальи Соколовой, заработать там довольно сложно.

«Мы вышли на работу с данным интернет-магазином еще в конце 2018 года, но сотрудничали неактивно, так как у нас работали свои точки в «Макси» и «Лотос Plaza», были оптовые покупатели из Сыктывкара, Мурманска и нескольких карельских городов. Однако с апреля магазины были закрыты и никаких продаж не было, поэтому мы отправили практически всю весеннюю коллекцию на WildBerries. Для покупателей, конечно, приобретать продукцию там очень выгодно, потому что всегда предлагаются различные акции и скидки. Однако для нас это не так позитивно, потому что все бонусы даются за наш счет. Там нереально заработать, ведь еще и сама платформа берет проценты от продаж. Производитель также оплачивает и так называемые «прокаты», когда человек заказывает продукцию, но не выкупает ее», - рассказала директор компании.

Когда в конце мая в Карелии открылись магазины и торговые центры, по словам Натальи Соколовой, спрос на одежду резко вырос – особенно на межсезонную. Видимо, люди скучали по покупкам. Однако сейчас все вновь спокойно. По мнению директора фирмы, в ближайшем будущем на данном рынке стоит ожидать проблемы в спросе. О том, когда сфера окончательно восстановится, говорить сложно, однако для этого понадобится как минимум пару лет, считает она.

«Ситуация очень непредсказуемая и что-то планировать можно только на месяц вперед. Что будет с рынком, непонятно. Люди переключаются на осознанное потребление, уже не нужно будет столько одежды. И дело даже не в том, что все сидят по домам, а просто у людей меняется сознание. Мне кажется, это будет совершенно новый рынок», - заключила Наталья Соколова.

"